СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ СИСТЕМЫ ГОРОДА. ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЛЫХ РАЙОНОВ

0
9

Так, в селитебной зоне больших, крупных и особенно крупнейших ГО родов, территория которых расчле йена естественными и искусственны ми рубежами, выделяются как отно сительно самостоятельные гороД^ ские планировочные районы со св°и ми центрами обслуживания, места приложения труда, системой зеленых насаждений и организации отдыха. Такие районы могут быть селитебными либо комплексными, производственно-селитебными, имеющими свою производственную базу, которая формируется из предприятий, не имеющих санитарной вредности или большого грузооборота, научно-исследовательских институтов, вузовских комплексов и др.
Планировочные районы, охватывающие значительные территории, как правило, подразделяются на жилые районы, производственные и рекреационные.
Поэтому при проектировании города территориально-функциональному зонированию должно сопутствовать ландшафтно-планировочное районирование. Оно позволяет согласовать планировочную структуру города с конкретными ландшафтными условиями: границами территорий, удобных для капитального строительства, естественных лесов и других зеленых насаждений, пойм рек, оврагов, заболоченных территорий, непригодных для застройки земель, существующей застройкой, трассами железных и автомобильных дорог и др.
Ландшафтно-планировочное районирование позволяет выявить территории, наиболее пригодные для жи
лой застройки, размещения общественных центров, системы открытых и озелененных пространств.
Границы ландшафтных районов могут определять конфигурацию структурно-планировочных единиц, в том числе планировочных и жилых районов и микрорайонов. Тем самым ландашфт активно участвует в пространственной организации города, придавая индивидуальность его планировке.
Типология и свойства планировочных структур. Планировочная структура города проявляется в характерной форме его плана: компактной, расчлененной или рассредоточенной.
Расчлененной структуре плана соответствует полицентричная структура города, которая характеризуется относительной самостоятельностью, автономностью отдельных районов.
Полицентричность и автономность наиболее ярко выражены при форме плана, характерной для городов с рассредоточенным расположением мест приложения труда или возникших на основе группы поселений.Магистрально-уличная сеть
Магистральные улицы городского значения, как правило, прокладывают между жилыми районами, не пересекая их. Район
ные магистрали проходят по территории жилых районов, не пересекая входящих в их состав микрорайонов.
В зависимости от величины жилой район размещается в пределах одной крупной межмагистральной территории (ММТ) или занимает две, три и более ММТ, микрорайоны же размещаются в пределах ММТ. При расчленении магистральной территории системой жилых улиц образуются жилые кварталы, входящие в состав микрорайонов.
При линейно-ядерной, расчлененной структуре городского плана жилые районы, «нанизаны» на нитку городской магистрали скоростного транспорта, которая может пересекать эти районы при условии изоляции жилой застройки, организации переходов через магистраль в разных уровнях. В этих случаях жилые районы формируются вокруг общественных центров, расположенных на магистрали (с одной или двух сторон), рядом с остановками общественного транспорта. Роль подобных Центров притяжения, «фокусов», могут играть также станции метрополитена.
Система организации социального обслуживания населения (система общественных центров). Сеть учреждений и предприятий социального обслуживания принято дифференцировать по ряду признаков.
По функциональному признаку учреждения и предприятия обслуживания подразделяют на пять основных групп: административно-хозяйственные; культурно-просветительные и зрелищные; лечебно-оздоровительные; физкультурные и спортивные; торгово-бытовые; массового отдыха.
Учреждения массового посещения объединяются в комплексные общественные центры, вокруг которых формируется жилая застройка.
Одним из главных признаков, определяющих систему размещения объектов обслуживания в городе, является частота посещения их населением. В соответствии с этим различают учреждения эпизодического, периодического и повседневного пользования.Учреждения эпизодического посещения рассчитаны на обслуживание населения города в целом, а также людей, прибывающих из других населенных мест, тяготеющих к нему. Они размещаются преимущественно в общественном центре, а в крупных городах — также и в центрах городских (планировочных) районов, в пределах транспортной доступности 20— 30 мин для городского населения и до 1 ч для жителей пригородов.

Читать также  Продажа недвижимости за рубежом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here